В связи с явным упадком рынка печатной литературы и переключением читательской аудитории на цифровой формат, всё большую популярность приобретает схема самиздата, которая позволяет автору не только сохранять свои права на произведение и по собственному усмотрению устанавливать цену электронной книги, но и получать прибыль от продаж мгновенно, не «отстегивая» львиную долю средств издательству за промоушн и прочие «бонусы». Попробуем разобраться, почему же не только начинающие авторы, но и создатели бестселлеров всё чаще отказываются от услуг традиционных издательств?
Главным рынком для дистрибьюции книг независимых авторов сейчас является платформа Kindle Direct Publishing от Amazon. На первый взгляд подобная модель выгодна всем её звеньям:
-
Авторам не приходится обивать пороги издательств, ждать своей очереди публикации и уповать на достойное авторское вознаграждение – достаточно лишь разместить свеженаписанное произведение в Kindle Store и наблюдать за динамикой продаж (кстати, сервис предлагает авторам дополнительные услуги редактуры, корректировки и оформления произведения). Кроме того, при подписании издательского договора автор передает свои имущественные авторские права издательству на 35 лет – этот срок существенно превышает жизнеспособность цифрового издания.
-
Пользователи удобно, быстро и по демократичной цене могут скачать на свои ридеры выбранное произведение. Стоит отметить, что в 2013 году было объявлено о внедрении русского языка на платформе Kindle, что позволит отечественным читателям задавать поиск по автору и наименованию произведения на родном языке.
-
Платформа Kindle Store при этом получает комиссию в размере 30% от стоимости книг, а также «раскручивает» сервис, повышая лояльность потребителя.
Если рассматривать ежедневную структуру продаж в наиболее популярных жанрах цифровой литературы (детективные романы/триллеры, научная фантастика/фэнтези и любовные романы), то инди-авторы занимают в ней почти 40%:
В «большую пятёрку» издательстввходят: Hachette Book Group, HarperCollins,Macmillan Publishers, Penguin Random House, Simon and Schuster.
Среди независимых авторов, которые смогли добиться серьезных финансовых успехов с помощью онлайн сервисов – авторы бестселлеров Бренна Обри (общая прибыль от продаж её романа «Любой ценой» в первый месяц после размещения составила £16 588) и фантаст Хью Хауи (после ошеломительного успеха в книжных онлайн-магазинах с ежемесячной прибылью $50 000, цикл фантастических романов «Шерсть» предложила экранизировать студия 20th Century Fox).
Всё большую популярность самиздат приобретает в жанровой литературе, где авторы могут в короткие сроки генерировать прибыль, намного превышающую средний аванс писателя, публикующегося через традиционные издательства - $5000. Безусловно, уход авторов бестселлеров в «свободное плавание» невыгоден крупным издательствам (прежде всего, «большой пятерке»), которые теряют существенную часть читательской аудитории (и, соответственно, прибыли) с каждым днём популяризации самиздата.
По мнению самого Хью Хауи, стать инди-автором его побудили такие минусы сотрудничества с издательствами как обязательство подписания дополнительных договоров о неразглашении и об отказе от конкуренции, а также утрата контроля над произведением на длительный период. Успешный независимый автор в своём блоге советует издателям снизить неоправданно высокие цены и выплачивать гонорары авторам ежемесячно. Вопрос в том – готовы ли издательства жертвовать своими экономическими показателями и эффективностью, чтобы удовлетворить пожелания «взбунтовавшихся» авторов? Не готовы!
Но, прежде чем полностью отказаться от традиционной издательской схемы, автор должен задать себе ряд логичных вопросов:
1.Какая доля прибыли будет потеряна при отказе от продажи печатных книг?
Размещаясь только в Интернете автор теряет два важнейших сегмента дистрибьюции: продажа печатных изданий через книжные магазины оффлайн и онлайн. Для авторов, которые 70% прибыли получают от продаж в Интернете, эта потеря не настолько критична; однако даже в эру отрицательного роста рынка бумажной литературы, многие авторы получают всего 10-30% прибыли от реализации цифровых книг.
2. Что выгоднее – получать аванс или тратить собственные средства на подготовку произведения к публикации?
Сторонники самиздата зачастую приводят в пример Бренну Обри, которая отказалась от аванса размером $120 000 в пользу самиздата. Однако стоит помнить, что её успех – вовсе не массовая тенденция, ведь схема самиздата не гарантирует авторам продажи книги и покрытие расходов на подготовку произведения к публикации.
3. Как влияет неотработанный аванс на заработок авторов?
Аванс автору, не покрытый причитающими ему отчислениями с продаж его книги, составляет значительную часть выплачиваемого вознаграждения. Издательства «большой пятерки» платят авторам 30-40% от валового дохода (из оставшейся его части при продаже печатных книг покрываются производственные, складские и транспортные расходы) – вполне достойная доля вознаграждения.
4. Готов ли автор тратить время и деньги на подготовительную работу – редактуру текста, форматирование и дизайнерское оформление обложки книги?
При заключении контракта издательство берет на себя ответственность по качественной подготовке «сырого» текста к публикации, которой занимаются нанятые специалисты узкого профиля, что позволяет автору сосредоточиться на основной работе и делегировать функции подготовки книги к публикации.
5. Какова вероятность добиться финансового успеха неизвестному начинающему автору без поддержки авторитетного издательства?
Большинство успешных независимых сегодня авторов получили популярность именно благодаря предшествующему сотрудничеству с традиционными издательствами. Вероятность высокого гонорара существенно увеличивается, если произведение входит в номенклатурный список книг авторитетных издательств или если имя автора читатель ассоциирует с определенным издательским брендом.
6. Сможет ли автор без профессионального агента заключать международные сделки по продаже своих произведений?
При заключении контракта издательство берет на себя маркетинговые и логистические функции по дистрибьюции книг в глобальном масштабе. В случае самиздата, автор вынужден оплачивать услуги профессиональных агентов из своей предполагаемой выручки.
7. Насколько репрезентативна положительная статистика по продажам самиздата всех жанров в Интернете?
Бесспорно, на сегодняшний день Amazon Kindle Store является наиболее эффективной площадкой для продажи электронных книг, особенно если речь идет о художественной литературе. Что же касается других жанров (например, исторической и биографической литературы), на этом рынке явно доминируют традиционные издательства.
8. О чем свидетельствует реальная статистика авторских предпочтений?
Несмотря на единичные истории об ошеломительных успехах авторов, которые предпочли самиздат контрактам с издательскими домами, общая тенденция демонстрирует обратную картину: многие разочарованные в системе самиздата авторы стремятся подписать контракты с крупными издательствами.
9. Готовы ли издательства выплачивать авторам большие гонорары, если их произведение переходит в разряд бестселлеров?
Безусловно, издательствам выгодно сотрудничество с талантливыми авторами, которых могут переманить более выгодными предложениями конкуренты. Если повышение роялти автору экономически оправдывает себя – авторитетные издательства готовы пойти навстречу авторам.
Как и у любой монеты, у самиздата есть обратная сторона. Что выгоднее авторам – самостоятельно публиковать произведения в Интернете, полностью обеспечивая процесс подготовки и дистрибьюции, или отдавать часть дохода издательству, делегируя организационную работу профессионалам? Вероятно, всё зависит от таланта автора и качества его произведений – бестселлеры, приносящие миллионы своим создателям, есть как среди самоиздаваемых електронных книг, так и среди книг, публикуемых по традиционной схеме.
Читайте также:
09.09.2013 Владимир Григорьев: Книжный рынок: тренд на оживление
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям с 2004 года является главным государственным ведомством, регулирующим российский рынок бумажного и электронного книгоиздания. Заместитель руководителя Роспечати В.В. Григорьев с оптимизмом подвел итоги 1-ого полугодия 2013 г. и в подробностях рассказал о запланированных и прошедших мероприятиях.
22.01.2013 Издательские дома теряют авторов и читателей
Согласно результатам представленного исследования, наступает эпоха «самиздата», когда издательские дома могут утратить роль посредников между авторами и читателями
21.01.2013 Рынок электронных книг: основные тренды 2013 года
За последние несколько месяцев рынок электронного книгоиздания столкнулся со значительными переменами, касающимися ценообразования, моделей ведения бизнеса, каналов дистрибуции и др. В совокупности упомянутые факторы способны привести к кардинальным трансформациям этого сегмента индустрии контента, поэтому рассмотреть каждую из составляющих изменений стоит в отдельности.