В России идет процесс постепенного признания так называемого «серого» или параллельного импорта. Законодательная инициатива «О внесении изменений в часть 4 Гражданского кодекса» - разработчиком является Федеральная антимонопольная служба (ФАС) – в скором времени поступит для рассмотрения и одобрения в Минэкономразвития.
В связи с началом с 1 января следующего года практического взаимодействия стран-участниц в рамках Евразийского экономического сообщества, актуальность вопроса о паралллельном (сером) импорте резко возрастает. С первых дней 2015 года контроль за соблюдением вводимых на территории Таможенного союза (Беларусь, Казахстан, Россия) единых правил в части конкуренции производителей переходит на наднациональный уровень.
Для потребителей это принесет очевидную выгоду, так как торговые возможности «независимых» импортеров расширяются. На практике это означает, что каждый из нас, как потребитель, получит возможность приобретать качественный товар по более низкой цене в связи с ростом конкуренции на рынках. Эксклюзивные дистрибьюторы, таким образом, перестанут быть эксклюзивными - им придется взаимодействовать в одной товарной нише с многочисленными конкурентами. В первую очередь это приведет к снижению цен на трансграничные товары под известными брендами.
В настоящее время по статистике Минпромторга до 20% реализуемого в России товара является серым импортом, что сейчас незаконно, так как ввоз через границу и продажи осуществляются без согласования с правообладателем товарных знаков. В качестве эталонного примера конкуренции «белого» и «серого» импорта можно говорить об отечественном производстве «импортного» пива известных брендов. Производимое на территории России оно зачастую хуже по качеству, но при этом дороже, чем завезенное независимыми импортерами непосредственно из Европы от производителя. Сегодня правообладатели искусственно добиваются монополизации поставок, не допуская конкуренции и завышая стоимость.
Тем не менее, законодательное ограничение подобного «серого» импорта признается во многих странах. Таким образом коммерческие интересы правообладателей брендов вступают в явное противоречие с интересами потребителей, которые вынуждены платить больше. И платить очень часто не за качественный и оригинальный продукт, а единственно за его маркировку фирмы. Право на интеллектуальную собственность является исключительным, это по определению монополия. В случае с производством пива (как и во всех остальных случаях) право на свой зарегистрированный товарный знак используется как механизм контроля рынка и защиты инвестиций.
Но есть и иная сторона вопроса: «серые» импортеры совершенно игнорируют «заботу» о репутации товарного знака производителя и готовы поставлять на рынок оригинальный продукт даже в ненадлежащем состоянии или не предназначенный (не соответствующий) для данного национального рынка. И при этом не неся за свою деятельность никакой ответственности.
Эксперты говорят о двух возможных сценариях законопроекта от ФАС. В сегодняшних условиях верх могут одержать не формально-правовые соображения, а экономико-политические. При узаконении «серого» импорта цена очевидно упадет, часть отечественных эксклюзивных производств закроется, но в целом отечественный потребитель выиграет и кошельком и правом получить доступ к качественным импортным товарам известных брендов.
Если же «серый» импорт не получит одобрения и легализации, к чему склонны крупные производители пробукции и их лобби, то последует ужесточение мер давления на параллельных импортеров вплоть до конфискации и утилизации партий товаров и компенсационных выплат в адрес правообладателей товарных знаков или их представителей.
Служба информации Copyright.ru
Читайте также:
10.10.2013 Параллельный импортер не может нести ответственность дважды
Данное дело представляет значительный интерес с точки зрения развития правоприменительной практики в области «параллельного импорта» товаров в Россию.
02.07.2013 Снятие барьера на параллельный импорт повысит конкуренцию и снизит цены на товары
Федеральная антимонопольная служба настоятельно рекомендует Правительству и законодателям снять запретительный барьер на так называемый параллельный импорт. Если это произойдет, многие товары зарубежных производителей, реализуемые в России, могут подешеветь на 20-30%.