С момента вступления в силу ФЗ-187, направленного на легализацию распространения кинопродукции в сети Интернет, в России муссируется вопрос о расширении перечня защищаемых объектов авторского и смежных прав и изменении правил регулирования. Из законопроекта о досудебном урегулировании споров об интеллектуальной собственности в Интернете (направлен на рассмотрение Правительства РФ 03.12.2013 г. Министерством культуры РФ) внезапно были исключены музыкальные фонограммы.
Подобное решение в Министерстве культуры объясняют прогнозируемым валом судебных исков и хаосом в регулировании распространения музыкальных произведений в сети. Естественно, такой поворот событий вызвал недоумение Национальной федерации музыкальной индустрии (НФМИ) – ведь именно музыка является основной мишенью вэб-пиратов и ключевым источником наживы нелегальных порталов Рунета. «Мы обоснованно опасаемся, что такое решение будет воспринято пиратами как карт-бланш – продолжать развивать бизнес именно на музыке», - заявляют в НФМИ, предвещая стагнацию отечественной музыкальной индустрии на фоне популяризации импортной продукции.
Перечень объектов авторских и смежных прав – далеко не единственное разногласие, возникшее в ходе подготовки проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях прекращения нарушений авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет». Причём оппонентами в данном случае выступают не только чиновники и представители правообладателей, но и различные правительственные ведомства России.
Так, в Минкомсвязи предлагают сократить сроки разблокировки информации с 14 до 1-2 дней; однако в Минкульте уверены: за такой срок заинтересованные лица не успеют направить в суд исковое заявление к нарушителю интеллектуальных прав. Кроме того, ведомство Никифорова настоятельно рекомендует исключить из проектного текста статью 2, возлагающее ответственность лишь на информационных посредников на территории Российской Федерации. «Учитывая трансграничную природу сети Интернет, ресурсы, действующие в рамках российской юрисдикции, окажутся в менее выгодных условиях», - заявляют в Минкомсвязи. Как следствие, зарегистрированные в РФ сайты «сбегут» в другие доменные зоны, что существенно замедлит темпы развития отечественной интернет-индустрии.
Не меньше вопросов к предложенному законопроекту и у Министерства экономического развития РФ. Основной проблемой законопроекта в ведомстве Улюкаева считают дифференциацию механизмов правового регулирования для различных объектов интеллектуальных прав: кино- и телепродукцию будут защищать нормы Гражданского кодекса, ФЗ-187 и законопроекта Минкульта; регулирование других объектов авторских и смежных прав (кроме фонограмм) будет осуществляться на основании ГК РФ и законопроекта Минкульта; фонограммы (с текстом или без) будут защищаться лишь в общем порядке, предусмотренном ГК РФ. Также, по мнению Минкомсвязи, формулировки документа заведомо предусматривают презумпцию виновности пользователей Интернет – ведь законопроект исключает возможность разблокировки доступа к спорному контенту по заявлению пользователя о несогласии с предъявленными претензиями. Помимо прочего, в Минкомсвязи ставят под сомнение необходимость размещения на сайтах формы заявления о нарушении авторских и смежных прав; юридический статус документов, прилагающихся к заявлению правообладателя и возражению предполагаемого нарушителя; унификацию размеров административных штрафов за неподчинение закону и многие другие формулировки законопроекта.
Можно ли вести речь о балансе интересов пользователей и правообладателей, если сами законотворцы не могут прийти к консенсусу по ключевым моментам законопроекта? Остается надеяться, что в этот раз Правительство РФ не примет «сырой» документ, не согласованный со всеми заинтересованными сторонами…
Служба информации Copyright.ru
Читайте также:
05.12.2013 Спорные поправки в «антипиратский» закон
Новый вариант поправок к «антипиратскому» закону, подготовленный Министерством культуры, предусматривает распространение действия этого закона на любые виды объектов авторских и смежных прав за исключением музыкальных файлов (фонограмм).
02.09.2013 Предложения от Минкульта по совершенствованию ФЗ-187
02.09.2013 Антипиратский закон 187-ФЗ: ожидания оправданы
Вопреки прогнозируемому после 1 августа 2013 г. валу обращений о нарушениях авторских прав в Рунете, правовая катастрофа обошла нашу страну стороной – все участники правоприменительного процесса «действуют предельно деликатно и осторожно». За прошедший период Мосгорсуд принял всего 20 решений по обращениям правообладателей, а Роскомнадзор пытался заблокировать лишь один нелегальный ресурс; по предварительным подсчетам порядка 21% ресурсов прекратили незаконное распространение заявленных фильмов после вступления в силу антипиратского закона.
17.07.2013 Новый «антипиратский» закон: мнения экспертов о применении
Через две недели стартует новая эра в истории Рунета: 1 августа 2013 года в силу вступает «антипиратский» Закон №187. Несмотря на радость правообладателей кино и телевизионной продукции, у представителей вэб-индустрии и российских пользователей назрел ряд вопросов касательно формулировок нового закона и возможностей его применения. Наиболее волнующие вопросы мы задали отраслевым экспертам: Председателю Координационного совета по защите интеллектуальной собственности Евгению Савостьянову, Директору юридического департамента компании «Новый диск» Оксане Миненко и Директору Национальной федерации музыкальной индустрии (НФМИ) Леониду Агронову.