Старых-добрых мультипликационных героев сегодня можно встретить практически на каждом шагу: они смотрят на нас не только с экранов телевизоров, но и с витрин магазинов, книжных полок и даже с упаковок бытовых товаров. Что получают за это авторы и знают ли они вообще о том, что их герои ушли в массы?
От Союзмультфильма, продукцию которого все мы узнавали буквально с первого кадра, сегодня практически ничего не осталось. Не осталось не только фирменного стиля или возможности создавать новые произведения, но не осталось и того, что уже было сделано - кому это принадлежит сегодня мало кто знает, и поэтому каждый более или менее предприимчивый человек решает, что может использовать всеми любимые образы в своих целях.
Представители авторского сообщества в данном случае, кажется, ничем не защищены, и самый главный враг их - собственное незнание своих прав. С другой стороны тянут вниз вопросы более глобальные - практически полное запустение самой отрасли и не очень внятное финансирование со стороны государства.
«Нужно, чтобы деньги, которые выделяют на мультипликацию все-таки доходили до тех, кто, собственно, эту мультипликацию производит. И второе, нужно сделать так, чтобы было выгодней делать мультфильмы, чем воровать права у авторов. Должен работать закон, который и по духу и по букве будет срабатывать на благо авторов». Такую позицию озвучил адвокат Владимир Энтин в связи с очередным обострением ситуации на авторско-правовом поле мультперсонажей. В очередной раз возникло недопонимание между авторами и правообладателями наследия главной отечественной фабрики мультфильмов - Союзмультфильм, и в очередной раз авторы остались не в выигрыше.
Где сейчас хранятся мультики, кто распоряжается продуктами отечественной мультипликации и на каком основании? Кто-то уверен, что права на них никому не принадлежат, а значит образы, имеющие конкретных авторов, можно использовать направо и налево, кто-то полагает, что все права принадлежат и должны принадлежать самим авторам, авторы же своих прав как будто и не видели, но продолжают отстаивать и отсуживать их у третьих лиц. Как обстоит дело на самом деле?
В 2001 году Высший арбитражный суд России признал ФГУП «Киностудия «Союзмультфильм» правопреемником советской киностудии «Союзмультфильм». В 2003 году из ФГУП выделилось ФГУП «ТПО «Киностудия «Союзмультфильм», и предприятие было переименовано в ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм». На основании распоряжения министерства имущественных отношений РФ «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» получил исключительные права на все аудиовизуальные произведения.
Позднее, в соответствии с приказом Минкультуры России от 09.09.2009 № 621 «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» был переименован в ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция», к которой также присоединились еще 22 фильмофонда. На сегодняшний день именно «Объединенная государственная киноколлекция» и является обладателем всех исключительных прав на мультипликационные фильмы, созданные на киностудии «Союзмультфильм».
Перед новым правообладателем главной целью ставилась задача сохранения и популяризация культурного кино-наследия советского периода, а также создание единого видеоархива исходных материалов цифрового качества. Однако сохранение - это одно дело, а популяризация - совсем другое, ибо отправлять в массы, как коллекцию, так и отдельные ее части можно разными способами. Сегодня чаще всего это происходит без ведома авторов, в результате чего известные и всеми любимые персонажи расползаются не только по стране, но и выходят за ее пределы, что может нарушить не только интересы, но и права авторов. В этом случае нельзя забывать о том, что действующим законодательством права авторов защищены, и пробел в этой цепочке находится не в теоретическом, а в практическом поле.
Напомним, что Статья 1259 ГК РФ «Объекты авторских прав» содержит важный для понимания ситуации пункт 7, который гласит, что «Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора ...».
Права на аудиовизуальные произведения ФГУП «Объединенной государственной киноколлекции» не вызывают сомнений. Открытым остается вопрос о правах на составные части и элементы мультфильмов, в том числе названия и персонажи, ведь на основании статьи 1263 ГК РФ, каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано по лицензионному договору.
Почему персонажи отечественных мультфильмов используются в коммерческих целях третьими лицами, кто и как должен отслеживать эти моменты, как авторам сохранить свои права, и отстоять их, когда факт нарушения уже выявлен? - К сожалению, механизм бесперебойной работы по этому направлению до сих пор не налажен, хотя, казалось бы, есть все предпосылки.
«Объединенная государственная киноколлекция», являющаяся на сегодняшний день законным правообладателем архива киностудии «Сюзмультфильм», по мнению авторов, свои функции выполняет с натяжкой, не учитывая интересы самих авторов. Главная проблема здесь вероятнее всего в том, что оба видят себя по разные стороны баррикад, а найти консенсус можно только, сев за стол переговоров.
Однако в июне этого года представителям мультипликационной отрасли удалось привлечь внимание власти, когда накануне юбилея «Союзмультфильма» четверо классиков отечественной мультипликации - Юрий Норштейн, Андрей Хржановский, Леонид Шварцман и Эдуард Назаров обратились к премьер-министру Владимиру Путину с открытым письмом, в котором наглядно описали катастрофическое положение в отрасли.
По итогам встречи с аниматорами, премьер пообещал в ближайшее время разобраться во всех проблемах отечественного мультпрома. Более того, Владимир Путин сделал заявление, вызвавшее дальнейшее бурное обсуждения в кинематографических кругах - упразднение «Объединенной государственной коллекции». Соответствующее распоряжение было дано, а функции планируется передать Госфильмофонду. Кроме того, Владимир Путин поддержал аниматоров в идее создания Центра российской анимации, однако, пока ситуация никак не сдвинулась.
Сегодня общий объем коллекции документального кино «Объединенной государственной киноколлекции» составляет свыше 30 000 аудиовизуальных произведений или более 12 000 часов киноматериалов, в том числе около 10 000 научно-популярных и документальных фильмов. Все они требуют реставрации и перевода на цифровые носители, и в массе своей призваны способствовать задачам сохранения и популяризации культурного наследия советского периода. Без участия авторов, без прочного правого поля и отработанного механизма сотрудничества этот процесс сейчас представляется очень туманно.
Выход из всей этой ситуации достаточно прост, и в то же время пока не реализован. Не важно кто будет правообладателем от имени государства, Госфильмофонд или Объединенная государственная киноколлекция. Важно найти баланс интересов, авторы должны получать достойное вознаграждение и произведения должны эффективно использоваться на благо общества законным правообладателем.
Кто и как может и должен решить данную проблему - вопрос по-прежнему открытый.
29.06.2011 Союзмультфильму будет дана вторая жизнь
24.01.2011 Права Союзмультфильма рассмотрены в суде