Но у всей этой цепочки характерный особенностей социальных сетей, как и яркого примера Интернета нового поколения, есть и оборотная сторона. Многие ее не учитывают и, как показывает практика, напрасно. Эта сторона - возможность утечки информации, размещенной на подобных площадках даже в статусе «конфиденциально», и незащищенность данных, вводимых пользователями не только в открытом доступе (на стене, в комментариях и т.д.), но и в личной переписке.
Здесь нелишним будет вспомнить нашумевшую историю, разразившуюся в конце прошлого года вокруг крупнейшей мировой социальной сети и, по совместительству, прародителя отечественных ресурсов аналогичного характера - Facebook. Суть в том, что рекламодатели случайно получили доступ к закрытой переписке и фотографиям миллионов пользователей Facebook. На тот момент аудитория социальной сети составляла около 600 млн человек, и в течение нескольких лет посторонние лица имели возможность не только просматривать, но и управлять данными профилей пользователей социальной сети: писать в Facebook от чужого имени, от имени пользователя читать «стену» и переписку в чате, профили «друзей», оставлять сообщения на «стене» профиля пользователя и его «друзей», приглашать на мероприятия участников Facebook от имени пользователя.
На площадках социальных сетей, как правило, можно размещать информацию двух категорий: к которой сам пользователь не ограничивает доступ другим лицам, и информацию, не предназначенную для посторонних (например, переписка с другими пользователями). Из характера вводимой информации следует и ее степень защищенности. Так, если программное обеспечение сайта позволяет таким образом разграничивать информацию на «открытую» и «закрытую», значит, администратор сайта должен предусмотреть технические и организационные меры защиты частных данных пользователей.
Управляющий партнер юридической компании «Сенешаль Нейман» Лейла Нейман комментирует вопрос организации защиты пользовательских данных на Интернет-площадках следующим образом: «Защита обеспечивается, в первую очередь, применяемым программным обеспечением, - поясняет Лейла - но практически всегда в пользовательском соглашении или соглашении о конфиденциальности делается оговорка о том, что сервис предоставляется без гарантий, «как есть», тем самым администратор снимает с себя возможную ответственность за разглашение «закрытой» информации в случаях «взлома» сайта или ошибках в работе ПО. Если же причиной разглашения стали злонамеренные действия самого администратора, то виновное лицо подлежит уголовной ответственности по статье 137 Уголовного кодекса (УК РФ) «Нарушение неприкосновенности частной жизни» или статьи 138 УК РФ «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений» - в том случае, если администратор соц.сети привлекается к уголовной ответственности на территории РФ».
В связи с этим возникает необходимость введения документа (некоего договора или соглашения), устанавливающего порядок взаимоотношений пользователей и администраторов веб-площадки и вводящих пункты о неразглашении данных зарегистрированных пользователей. Однако следует отметить, что наличие такого документа на многих ресурсах сегодня является не более чем формальностью, и при его составлении администраторы не придают его положениям никакого значения, в надежде, что ссылаться на него на практике не придется.
В данном случае, специалисты отмечают, что условия пользовательского соглашения или соглашения о конфиденциальности могут как предусматривать, так и не устанавливать ответственность администратора, это зависит от владельца сайта, составившего соглашение с пользователем. По мнению Лейлы Нейман, «в любом случае если пользователь не дал свое согласие на разглашение данных, то администратор должен за такое разглашение нести уголовную или иную ответственность, предусмотренную законодательством. А если соглашение с пользователем к тому же предусматривает дополнительную ответственность администратора, можно привлечь его к такой ответственности и на основании договора, он не является «виртуальным».
Возвращаясь к случаю c Facebook, отметим, что подобные «заносы» в работе крупнейших игроков социального поля Интернета не просто настораживают, но и заставляют серьезно задуматься над тем, что сегодня каждый шаг в сети может сыграть как «за», так и «против» самого пользователя, и гарантировать безопасность и сохранение конфиденциальности пользовательских данных не может ни одна система. Казалось бы, подобный расклад должен научить Интернет-пользователей некоторым законам безопасности: как минимум несколько раз подумать прежде, чем что-либо опубликовать в сети. Но логика не всегда работает как надо, и ежедневно тысячи и десятки тысяч наших соотечественников становятся жертвами «взломов», использования своих данных в коммерческих целях и уже порядком надоевшего спама.
Не смотря на то, что наши данные сегодня защищают Конституция и такие законы, как Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, законы «О персональных данных», «О связи», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другие нормативные акты, практика демонстрирует несколько иную картину. Проще говоря, подать в суд на Интернет-провайдера или соц.сеть в случае нарушения конфиденциальности и утечки персональной информации пользователя, безусловно, можно, но конкретные случаи, когда в России пользователь предъявлял иск к соц.сети в связи с разглашением персональных данных и выигрывал дело, в России пока отсутствуют.
28.04.2011 Микроблоги Twitter в русском языке
07.05.2011 Китайская специфика развития Интернета строится на учете и контроле
В Китае создано специальное ведомство для контроля за Интернет-пространством.
18.04.2011 Правительство России начинает подготовку к регулированию Интернета
Сначала планируется изучить мировую практику и механизмы регулирования в разных странах.
18.03.2011 Направления регулирования Интернета определены, а что же практика?
Скорость насыщения Интернет-пространства информацией колоссальна, и имеет свои существенные особенности и способы регулирования.