Это и послужило основой для обоснования огромной доли пиратского контента. По подсчетам аналитиков более 89% в Интернете скачивается в обход авторских прав. Из-за увеличения числа пользователей Интернет, которые получили доступ к бесплатным трекам, примерно на 1 млрд.дол. снизились физические продажи рекорд-компаний. По сравнению с 2003 годом продажи сократились почти на треть. И это при увеличении числа легальных сервисов, предоставляющих музыкальный контент.
С подобного рода проблемами сталкиваются правообладатели контента во всем мире. Так, в 2007 году в Британии были проданы ряд магазинов CD, которые несли убытки. В последствие была достигнута договоренность между крупнейшими провайдерами (BT, Orange, Tiscali, Virgin Media, Carphone Warehouse и BSkyB) о сокращении доступа в Интернет пользователей, которые качают пиратский контент.
В 2009 году был принят акт о том, что провайдеры обязаны сообщать о фактах пиратского скачивания. В этом же году в связи с нелегальным использованием музыкального контента были закрыты 49 украинских сайтов. В сентябре 2010 года на рассмотрение Сената США был представлен законопроект о борьбе с Интернет-пиратами.
Летом 2010 года нашумевшим стало и судебное слушание по делу интернет-холдинга Rambler по иску Первого музыкального издательства, в котором Интернет-ресурс был признан виновным. Ему был выставлен счет в 50 тыс. рублей. Вместе с тем выиграны дела ЗАО «Мастерхост» и RapidShare, ответственность которых за хостинг была признана косвенной.
Подобного рода действия являются поводом для многочисленных споров среди юристов, которые не могут окончательно классифицировать использование музыкального контента пользователями по закону. Причем и сами пользователи считают, что бесплатное скачивание и прослушивание треков является своеобразным обменом между ними в социальной сети теми файлами, на которые один из них ранее уже приобрел права.
По такому принципу уже успешно работает Bopaboo, на котором каждый пользователь за символическую плату может заливать MP3-файлы и продавать их другим пользователям. Данный проект кажется вполне законным, поскольку на купленный экземпляр произведения и фонограммы происходит исчерпание авторских прав (статьи 8 и 12 ДИФ). Однако, является ли файл экземпляром, до сих пор не решено.
Подобного рода факты, по мнению многих, еще долго будут предметом обсуждений и судебных разбирательств, пока не будет выработана единая правовая система правил.
В завершение рассмотрения данного вопроса хотелось бы привести факт легализации обмена файлами в Испании во время судебного слушания по делу Elrincondejesus.com. в марте 2010 года. Данный ресурс имел коллекцию ссылок на eDonkey и также был обвинен в нелегальном использовании фонограмм. Однако судья рассудил так, что пиринговые сети являются платформой обмена данными между пользователями, которые не могут быть ограничены провайдером. К тому же сами ссылки не являются непосредственно контентом - произведениями или фонограммами, да и факт некоммерческого доступа не может быть поводом для уголовного наказания. Такое решение явилось констатацией факта, что правообладатели не должны препятствовать деятельности пиринговых сетей, которые являются поставщиками услуг, за которые те заплатили.
Безусловно, российское общество вряд ли придет к такому решению. И то, что подобный вопрос возникает уже не впервые, является показателем того, что законодательство в Интернете требует незамедлительного уточнения, с учетом интересов всех сторон.
Служба информации Copyright.ru
26.01.2011 ISTC - новый подход к стандартам по идентификации, учёту и контролю за электронным контентом
18.01.2011 За нарушенные авторские права в Интернете ответят пользователи