17 октября 2011 года на сайте webpublishers.ru (вестник ассоциации интернет-издателей) была опубликована «Московская конвенция по авторскому праву», создателями и инициаторами которой являются Ассоциация интернет-издателей, группа экспертов и Wikimedia Russia. Через две недели после этой публикации Президент РФ Дмитрий Медведев представил на саммите «Большой двадцатки» предложения о новых принципах регулирования в Интернете и внесении изменений в международные акты, регулирующие вопросы авторского права и смежных прав.
Некоторые положения проекта «Московской конвенции» и выступления Президента РФ весьма схожи. В частности, Дмитрий Медведев предлагает ввести в международное авторское право понятие «общественные лицензии в электронной форме», с помощью которого решался бы вопрос использования объектов авторского и смежных прав неопределенным кругом лиц.
О таком же понятии ведут речь и авторы «Московской конвенции». По их мнению, автор произведения «может выразить свою волю в виде публичной свободной лицензии», если хочет ставить условия при свободном распространении произведения. В обоих документах указывается на необходимость урегулирования вопросов, связанных с объектами авторского права под условным названием «сиротские произведения», которые требуют особого подхода из-за отсутствия информации об их создателях и правообладателях. И конвенция, и Президент РФ особое внимание уделяют такому понятию, как «общественное достояние», делая упор на интересы общества. Как видим, тексты двух документов имеют очень много общего.
Перед поездкой на саммит G20 Дмитрий Медведев встретился с одним из инициаторов «Московской конвенции» Иваном Засурским. Последний передал Президенту для сведения и применения проект этой конвенции в кратком изложении. Возможно, этим и объясняется схожесть вышеуказанных документов.
Как известно, Дмитрий Медведев, будучи еще Первым вице-премьером, представлял законопроект о внесении изменений в законодательство об авторском праве России - часть четвертую Гражданского кодекса. Эта часть, правда в сильно измененном виде, вступила в законную силу 01 января 2008 г. Тогда существенные изменения касались сохранения объема прав авторов интеллектуальной собственности.
В опубликованном обращении к участникам нынешнего саммита Дмитрий Медведев выступает уже за некоторое сокращение авторских прав. Здесь его позиция перекликается с позицией Ивана Засурского, который был одним из тех, кто в конце 2009 года стали инициаторами введения свободных лицензий и реформы в авторском праве России, и выступает сейчас за расширение прав пользователей.
Несомненно, можно согласится с предложениями ассоциации интернет-издателей и Президента РФ о необходимости внесения изменений в действующее международное законодательство об авторском праве. Действительно, принятые десятилетия назад международные договоры не могут объективно и результативно регулировать все новые отношения в авторском праве. Нельзя решать эту проблему на уровне отдельно взятого государства, поскольку авторское право имеет международное значение. На этом фоне предложения, изложенные в так называемой «Московской конвенции», достаточно серьезны и аргументированы. Но некоторые положения конвенции вызывают, на мой взгляд, обоснованные вопросы.
Главным предложением проекта конвенции является введение ограничений для авторов в осуществлении ими своих прав. В обоснование позиции ограничения авторских прав инициаторы конвенции ссылаются на отсутствие коммерческой ценности или небольшую ценность большинства произведений, появляющихся в настоящее время в Интернете. Однако кто и как определяет и будет определять ценность созданного автором произведения? Насколько эта оценка будет объективной и беспристрастной? Не станет ли такое разграничение новым нарушением законных прав и интересов авторов произведений? Это положение конвенции, скорее всего, не получит поддержку у большинства заинтересованных участников правоотношений, складывающихся в авторском праве.
Можно согласиться с тем, что необходимо как-то сократить срок действия прав авторов в отношении некоторых научных произведений, учитывая чрезвычайно быстрое развитие мировой науки. Излишне длительный срок охраны может создать искусственные препятствия и помешать развитию науки. Доступ же к научным открытиям позволит быстрее претворять в жизнь новые идеи. Интересно, что научные открытия и так не охраняются авторским правом и возникает следующий вопрос: какой срок охраны для произведений можно в таком случае считать самым оптимальным?
Авторы «Московской конвенции» предлагают сократить до 5 лет срок, в течение которого авторы могут использовать свое произведение в коммерческих целях, то есть для извлечения материальной выгоды - получения гонораров. Одновременно конвенция предполагает возможность неоднократного продления этого срока, если автор произведения решит и дальше использовать свое произведение для извлечения материальной выгоды.
Однако, понимая, что предлагаемая в проекте обязательная «регистрация не может продлеваться бесконечно», инициаторы ограничивают ее определенным сроком – 20 лет с момента опубликования произведения или 50 лет после смерти автора. Кстати, минимальный срок в 50 лет уже давно установлен Бернской конвенцией. Следовательно, авторы «Московской конвенции» в целом согласны с уже законодательно установленным минимальным сроком. Стоит ли снова привязывать срок защиты авторских прав к сроку жизни автора произведения? Может, стоит поискать другие критерии? Вот срок действия авторских прав в течение «70 лет после смерти автора», установленный законодательством некоторых стран (в том числе и России), действительно является чрезвычайно большим. Авторы проекта назвали его «пожизненным заключением» для произведений, и в связи с Интернетом можно с этим даже согласиться.
Тем не менее, идея авторов «Московской конвенции» о создании единого реестра произведений интеллектуальной собственности и коммерческого использования внесенных в него произведений должна быть поддержана, на мой взгляд, всеми заинтересованными лицами. Некоторые страны уже вполне успешно используют систему регистрации произведений, публикация которых используется с целью получения вознаграждения. Введение такой регистрации в международном масштабе даст возможность должным образом защитить интересы авторов, расширить базу общественного достояния не только отдельно взятой страны, но и всего мира, и обяжет авторов создаваемых или созданных произведений принимать разумные решения.
Будет эта регистрация платной или бесплатной, предстоит решать экспертам в будущем. Но предполагается, что материальное вознаграждение можно будет получать только после регистрации произведения в установленном международным договором порядке.
Все дискуссии по поводу внесенных предложений ещё впереди. Сеть уже «пестрит» высказываниями пользователей и операторов в пользу и против нововведений. Но то, что процесс внедрения конвенции в жизнь будет достаточно длительный и сложный, понятно всем. И не факт, что конвенция будет принята. По крайне мере отклики на предложения конвенции сейчас достаточно скептические.
Юрий Зверев
для Копирайт.ру
Читайте также:
07.11.2011 Новая российская концепция охраны авторских и смежных прав в Интернете
Прошедший в Каннах саммит стран «Группы двадцати» привлек внимание посланием Президента РФ Дмитрия Медведева, в котором содержится новая концепция охраны авторского права в интернете.
22.07.2011 Свободные лицензии на авторские права в российских реалиях
Рано или поздно, члены рабочей группы внесут предложения по интеграции свободных лицензий (по типу Creative Commons) в законодательство об авторском праве. Но какие они будут?
06.06.2011 Интернет волнует лидеров
06.06.2011 Такие разные интересы в Интернете
Вопрос урегулирования интернет-пространства перестал быть просто актуальным и перешел в статус вопросов государственной важности.02.06.2011 Авторские права на выбор автора
Каким будет путь электронизации культурной сферы, что ожидает авторское право в нашей стране и в мировом масштабе в интервью со статс-секретарём - заместителем Министра культуры РФ Екатериной Эдуардовной Чуковской.
20.05.2011 Баланс интересов к контенту в Интернете
В разговоре о регулировании интернет-пространства и защите авторского контента сегодня говорится очень многое, но нередко упускается самый важный момент.04.05.2011 Президент обсудил регулирование контента в Интернете
В случае обнаружения на сайте незаконного контента, достаточно сразу же заблокировать к нему доступ, а потом уже «разбираться» с разместившей его площадкой, - считает Дмитрий Медведев.24.01.2011 Президент России хочет осовременить законы об авторских правах во всем мире
для того, чтобы выработать консолидированное отношение к пиратству в Интернете в эпоху бурного развития электронных информационных систем.