Как известно, в отечественном законодательстве есть статья
146 УК РФ, предусматривающая ответственность за нарушения в сфере авторского права. При этом юридически сформулированных понятий «интернет» и «интернет-пользователь» («пользователь») нет, хотя термин «правообладатель» с его правами и обязанностями в законодательстве присутствует.
Ситуацию образно обрисовал как «Лебедь, Рак и Щука» Виктор Наумов (юрист и преподаватель СПбГУ). Где Щука - государство, Рак - правообладатель, а Лебедь - пользователь. Все тянут в свою сторону и, в конечном итоге, пользователь сам выбирает, быть ему законопослушным или махнуть рукой и плыть в общем потоке. Между тем, подчеркнул господин Наумов, ситуация должна выглядеть несколько иначе: государство обязано защищать интересы владельцев
интеллектуальной собственности и не позволять пользователям их нарушать.
Культивирование в пользователях чувства вины - контрпродуктивно, считает Никита Трынкин (группа компаний Bazelevs). И выход видит в снижении строгости наказаний в интернет-пространстве для пользователей, одновременно многократно увеличив правоприменительную практику по их исполнению.
Кроме упомянутых сторон есть и другие участники процесса - провайдеры и сами сайты, роль которых в соблюдении авторского законодательства вовсе никак не определена.
Организатор дискуссии Google предлагает выход из ситуации при помощи технологий, позволяющих владельцам любого вида контента отслеживать его использование.
Читайте также:
Агентство Bloomberg приводит статистику зарегистрированных потерь за прошедший год в связи с пиратской деятельностью – $13,5 миллиардов.
Существует ли способ искоренить незаконное распространение контента в Рунете и приучить пользователей платить за лицензионные файлы.
В Великобритании готовится решение обязать поисковик Google не выдавать пользователям ссылки на сайты, оперирующие контрафактным контентом.
The Pirate Bay запустил файлообменник, рассчитанный на работу исключительно с законным - лицензионным контентом.
Лишь 5% российских пользователей обращают внимание на значок копирайта и ссылки о том, кому принадлежат авторские права на контент.
Российская идея создать международный реестр контента дошла до Всемирной организации интеллектуальной собственности WIPO.