* Произведения зарубежных авторов лишались статуса общественного достояния в США, если:
- в момент создания произведения, по крайней мере, один его автор или правообладатель являлся гражданином или постоянно проживал на территории страны происхождения произведения. Страной происхождения при этом признается любое государство, кроме США, являющееся членом ВТО, подписавшее Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений либо основанное на взаимности соглашение с США о возвращении авторских прав американским гражданам или резидентам.
- произведение не перешло в категорию общественного достояния в стране происхождения в результате истечения срока охраны авторских прав на него.
- произведение получило статус общественного достояния в США из-за того, что не были соблюдены формальности, когда-либо предусмотренные американскими законами, из-за недостаточных оснований для защиты произведения авторским правом США (когда речь идет о фонограммах, записанных до 15.02.1972), а также для определения страны происхождения.
- впервые обнародование произведения произошло в стране происхождения не менее, чем за 30 дней до его первого обнародования в США.
** Закон США «Об авторском праве» предусматривает следующие сроки охраны авторских произведений:
Произведения, опубликованные до 1 января 1923 года | В любом случае являются общественным достоянием. |
Произведения, опубликованные с 1 января 1923 года по 1 января 1978 года | Охраняются на протяжении 95 лет с момента первого обнародования или 125 лет с момента создания. В случае фонограмм, которые были записаны до 1 января 1972 года и до тех пор не охранялись законом США «Об авторском праве», срок охраны определяется как остаток периода, на протяжении которого они бы охранялись, если бы закон распространялся на них с момента создания. |
Произведения, опубликованные после 1 января 1978 года включительно | Охраняются на протяжении жизни автора + 70 лет с момента его смерти. Если произведение написано в соавторстве, при определении срока защиты учитываются данные последнего оставшегося в живых автора. |
Столь существенные поправки лишили статуса общественного достояния музыкальные произведения русских композиторов Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича, книги британской писательницы Вирджинии Вульф, полотна и скульптуры испанского художника Пабло Пикассо, кинофильмы итальянского режиссера Федерико Феллини, его британского коллеги Альфреда Хичкока и многих других классиков литературы, изобразительного искусства, музыки и кинематографа.
Вполне закономерно, что решение Конгресса США вызвало волну негодования среди тех, кто до 1994 года бесплатно использовал целый пласт мирового культурного наследия в собственных и коммерческих целях. Именно по этой причине в 2001 году в суде США оказался иск от имени центра Fair Use Project, оспаривающий законность поправок согласно требованиям Уругвайского раунда. Позже к подразделению Стэнфордского университета присоединились создатели библиотеки Google Books и многие представители индустрии, использующие в своих профессиональных, исследовательских или творческих целях вдруг попавшие под защиту произведения зарубежных авторов. Вкратце аргументы сторонников и оппонентов поправок следующие:
ЗА
- Зарубежные авторы и правообладатели имеют те же права на свои произведения, что и американские.
- Принимая поправку, Конгресс США действовал в соответствии со своим законным полномочием «содействовать развитию науки и полезных ремесел, закрепляя на определенный срок за авторами и изобретателями исключительное право на их сочинения и открытия».
ПРОТИВ
- Поправки в законе США «Об авторском праве» ограничат доступ американских граждан к части мирового культурного наследия, что снизит общий уровень их образования и затормозит творческий прогресс нации.
- Изменения в законодательстве нарушают Первую поправку к Конституции США, являющуюся частью Билля о правах и ограничивающую свободу действий Конгресса США.
- Конгресс США не уполномочен принимать решения, касающиеся законодательства об авторском праве.
- Незаконно лишать статуса общественного достояния произведения, которые никогда не были защищены законом США «Об авторском праве».
- Поправки ставят под сомнение ключевые правовые принципы в сфере интеллектуальной собственности, прописанные в Конституции США.
В результате многочисленных апелляций сторон, резонансное дело о соответствии поправок к закону «Об авторском праве», принятых в соответствии с «Актом по соглашениям Уругвайского раунда» конституциональным основам США, дошло до Верховного суда.
По информации Wall Street Journal, рассмотрение дела о законности охраны произведений зарубежных авторов, ранее являвшихся частью общественного достояния, началось в начале октября 2011, а решение по нему будет оглашено не ранее июля 2012 года.
Служба информации Копирайт
26.09.2011 Электронные библиотеки США «открыты» для владельцев Kindle
Для владельцев фирменных Amazon’овских букридеров теперь имеется возможность доступа к фондам более чем одиннадцати тысяч библиотек США.
21.09.2011 Новый сезон «мыльной оперы» Google Books Search
Судебная тяжба о признании законным соглашения между Google и авторскими ассоциациями США, которая продолжается с 2005 года, становится похожей на многосерийную латиноамериканскую теленовеллу.
16.08.2011 Провайдеры США согласились блокировать нарушителей авторских и смежных прав
Крупнейшие провайдеры заключили соглашение с крупнейшими национальными объединениями правообладателей MPAA и RIAA.
16.08.2011 Провайдеры США согласились блокировать нарушителей авторских и смежных прав
Крупнейшие провайдеры заключили соглашение с крупнейшими национальными объединениями правообладателей MPAA и RIAA.
13.05.2011 Многотысячная армия американцев попалась на нарушении авторских прав
Самый крупный в истории США судебный процесс, связанный с нарушением авторского права...24.02.2011 Очередной отчет о мировом пиратстве для роста экономики США
Американские аналитики недовольны недостаточными мерами борьбы с Интернет-пиратством в России, использованием краденого программного обеспечения в организациях и правительственных учреждениях, а также с постоянным нарушением авторских прав в области кинематографа и музыкальной индустрии.