Организация | Год создания | Сфера коллективного управления | Правовая основа |
РАО | 1993 | Права авторов и композиторов музыкальных произведений и отрывков музыкально-драматических произведений при их публичном воспроизведении, передаче в эфире или по кабелю. | Подпункт 1-2 Пункт 1 Статья 1244 Части 4 ГК РФ; Подпункты 6-8 Пункта 2 Статьи 1270 Части 4 ГК РФ; Пункт 3 Статьи 1263 Части 4 ГК РФ. |
УПРАВИС | 2008 | Права авторов произведений изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала произведения. | Подпункт 3 Пункт 1 Статья 1244 Часть 4 ГК РФ; Статья 1293 Части 4 ГК РФ. |
РСП | 2009 | Права исполнителей и авторов аудиовизуальных произведений, а также производителей фонограмм за воспроизведение в личных целях. | Подпункт 4 Пункт 1 Статья 1244 Часть 4 ГК РФ; Статья 1245 Части 4 ГК РФ. |
ВОИС | 2008 | Права исполнителей и производителей фонограмм при их публичном воспроизведении, передаче в эфире или по кабелю в коммерческих целях. | Подпункт 5-6 Пункт 1 Статья 1244 Часть 4 ГК РФ; Статья 1326 Части 4 ГК РФ. |
У аккредитованных организаций наибольший объем авторских сборов из года в год аккумулирует РАО, от которого на порядок отстают ВОИС и РСП, а первые поступления в «казну» УПРАВИС начались только в текущем 2011 году. На рисунке отображен объем и темпы роста сборов авторского вознаграждения аккредитованными российскими организациями в 2005-2010 гг.:
2.Акцент на заключении договоров с более мелкими пользователями по сравнению с предыдущими годами. Именно в 2010 году РАО удалось заключить договора с Российской академией радио (РАР), Ассоциацией кабельного телевидения России (АКТР), Российской гостиничной ассоциацией (РГА), Российским союзом предприятий туристической индустрии (РСТ), Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» и многими другими. В итоге прирост количества действующих договоров составил 25% (их число увеличилось до 18881), однако именно это привело к сокращению общего объема выплат.
3.Подписание договора с Национальной ассоциацией телерадиовещателей (НАТ), по условиям которого с конца 2009 года телевизионные компании и радиостанции выплачивают РАО 2% отчислений не от общей выручки, а только от рекламной. Таким образом, облагаемая авторским сбором база сократилась приблизительно на 30% (выручка радиовещателей от рекламы составляет около 70% от их валового дохода).
Тем не менее, падение выручки РАО наблюдалось вовсе не во всех сферах. Так, в 2010 году на 33.76% или до 22 574 млн. рублей увеличились сборы с чистых носителей и оборудования записи. Незначительно увеличились и выплаты с концертов, ресторанов, кафе и др. за публичное исполнение - на 0.21% или до 1,839 млрд. рублей.
Общая структура сборов крупнейшей российской ОКУ представлена на рисунке:
Сумма сборов ВОИС сократилась в минувшем году на 18% и составила 426,914 млн. рублей, РСП за два месяца работы удалось собрать всего 38 млн. вместо «проектных» 250 млн., а УПРАВИС и вовсе осталось не у дел.
В ВОИС сложившуюся ситуацию объясняют предоставленной льготой для радиостанций (теперь они отчисляют 1.4% от дохода вместо 3%). РСП, фактически созданная РАО, ВОИС и Союзом кинематографистов Никиты Михалкова, находится на начальном этапе своей деятельности и направляет максимальные усилия на погоню за импортерами и производителями оборудования и носителей информации, а не на сбор вознаграждения (летом 2011 года им удалось договориться только с компаниями МТС, «Вектор» и импортерами носителей Lenovo и Asus). В УПРАВИС сетуют на недобросовестных плательщиков и готовят исковые заявления.
Остается надеяться, что в 2011 году динамика сборов окажется положительной, а правообладатели наконец начнут получать достойное вознаграждение за использование результатов их творческого труда.
05.08.2011 Очередной виток спора из-за однопроцентного сбора
Перспективы иска РОСП на решение Росохранкультуры об аккредитации РСП на авторский сбор с чистых носителей и оборудования.02.03.2011 Аккредитация ВОИС на сбор авторских отчислений подтверждена судом
Аккредитация на сбор авторских отчислений ВОИС вызвала недовольство у других претендентов иметь данные полномочия.