На правовые дискуссии декабрь уходящего года выдался богатым. Одной из главных тем, всколыхнувших общественность высказать свое мнение и указать власти на очередные огрехи, стало обнародование проекта Федерального закона РФ о внесении изменений в VII раздел Гражданского кодекса РФ (4-ю часть ГК РФ).
Опубликованный 6-го декабря законопроект, которого, признаться, не ждали к новому году, показал себя не с лучшей стороны и, как это часто водится в отношениях общества и власти, в очередной раз разочаровал первых в последних. Вопрос «Почему так получилось?» задают себе только разработчики законопроекта, ведь новеллы, появившиеся на его страницах, были призваны сделать наше общество более упорядоченным в вопросах использования информации, приблизив тем самым нашу необъятную родину к странам Европы и Западу.
Ответ же заключается в том, что в разработке законопроекта опять принимали участие только представители одной стороны, а когда пишешь закон для авторов, то неплохо было бы спросить и мнение самих авторов. Так, основной проблемой «неадекватности» некоторых положений предложенного законопроекта стала его оторванность от действительности, а в итоге авторы и правообладатели опять оказались в минусе.
Дискуссии вокруг данной темы на сегодняшний день идут в самых разных направлениях, контекстах и форматах, однако некоторые из них наиболее интересны и убедительны. Так, после прочтения представителями авторского сообщества поправок к
4-ой части ГК, был написан коллективный документ, ставший единственной надеждой его участников на то, что их, наконец, услышат.
Открытое письмо Президенту Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву, под которым подписались многие известные и уважаемые люди нашей страны, знающие сферу авторских прав не понаслышке, стало не только криком души авторского сообщества, но и демонстрацией очередного краха отечественного законотворчества.
Основная претензия (или, учитывая тон письма, правильнее будет сказать «просьба») авторов данного документа состоит в том, что закон абсолютно не адаптирован под реалии современной сферы авторских и смежных прав. Особое место в письмо отводится статье
1274 «Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях».
По убеждению авторов (в числе подписавшихся под открытым письмом Президенту известный музыкант Андрей Макаревич, писательницы Дарья Донцова, Татьяна Устинова и Александра Маринина, Академик РАС и РАХ, народный художник России Борис Неменский и многие другие деятели культуры и искусства нашей страны) «некоторые из поправок, в целом прогрессивных для развития авторского права в России, своей неточностью и размытостью формулировок дают лазейки пиратам, перечеркивают само понятие рынка электронной книги и открывают практически неограниченный простор для пиратства».
Кроме того, такие формулировки, появившиеся в тексте законопроекта как «свободная лицензия», «свободное использование произведений библиотеками, архивами и образовательными организациями» или «межбиблиотечный обмен», по мнению содружества авторов, также являются потенциально опасными: предоставляющими возможность вольных трактовок закона и стимулирующими пиратство.
Также в статье
1275 образовательным учреждениям и библиотекам предоставляется право оцифровки произведений без согласования с правообладателями, в том числе и зарубежными, благодаря чему задается вектор на полностью свободное распоряжение интеллектуальной собственностью авторов. Это ли должна делать наша страна на пороге вступления в ВТО? - задаются вопросом представители оппозиции опубликованного законопроекта.
В то же время, конечно, есть и довольные поправками в ГК. Это, прежде всего, представители библиотечного комплекса, ведь именно библиотекам и архивам законопроект отводит ряд привилегий, так возмутивших авторов и правообладателей.
В частности Российская библиотечная ассоциация (РБА) выступила с ответной реакцией на письмо группы авторов и общественных деятелей к Президенту Медведеву, высказывая, мягко говоря, непонимание действиями авторов и заявляя, что если бы дискуссии между правообладателями и сторонниками доступности информации проходили бы в академической или просто доброжелательной форме, достичь искомую гармонию между правом частным и публичным было бы несложно. Но проходит данная дискуссия (во всяком случае, с одной стороны) на «языке площадей». К сожалению, именно так была воспринята попытка авторов призвать власть имущих к здравому смыслу и отстоять свои права, отбираемые теперь на основании закона.
Следует отметить, что РБА также направила письмо с просьбой поддержать данный законопроект Президенту РФ Д.А.Медведеву.
Однако, остается непонятным, а зачем библиотекам столько свободы? Ведь достаточно свободный доступ к информации может быть обеспечен самыми различными способами и решениями на государственном уровне, которые используются в тех же высокоразвитых странах Европы, к которой нас хотят приблизить. Видимо, до рассмотрения таких практических решений разработчики законопроекта пока не дошли.
Так, вопрос изменения законодательства по интеллектуальной собственности по-прежнему остается не только актуальным, но и открытым. Прямые адресаты поправок, ради блага и во имя интересов которых и был разработан законопроект, не только не оценили его, но и прямо выразили несостоятельность данного документа. Прислушаются к ним или снова всё сделают по-своему наши государственные мужи - вопрос времени... и государственных мужей.
Недовольство авторов и издателей вызывают поправки к Четвертой части Гражданского Кодекса, разрешающие обмен оцифрованными книгами между библиотеками без авторских отчислений.
В проекте появилась статья, определяющая ответственность пользователя Интернет, провайдеры освобождаются от ответственности за размещенный на своих ресурсах материал и еще много изменений.
Изменения в 4-ю часть Гражданского кодекса РФ, усиливающие ответственность за нарушение авторских прав подписаны Президентом РФ Дмитрием Медведевым.
Преградой на пути России к вступлению во Всемирную торговую организацию, являлось, по мнению американской стороны, критическое состояние дел с защитой авторских прав.