В Сети появилось немало рассуждений и практических рекомендаций о том, как уберечь свой уникальный контент от воровства. Ведь не секрет, что хорошие тексты для размещения на сайтах стоят времени авторам и денег владельцам Интернет-ресурсов, которые зарабатывают деньги на привлечении пользователей, желающих узнать что-то интересное и новое.
За продвижение своих сайтов в поисковых системах, которые денно и нощно рыщут по Сети, перелопачивая миллионы страниц для выявления уникальной информации, SEO-оптимизаторам тоже приходится платить немало. А тут кто-то заскочил на сайт, скопировал, что ему понравилось, невзирая на установленный здесь знак копирайта, и беззастенчиво выставил у себя на сайте или в блоге.
Любопытные примеры того, как бороться с ворами уникального контента, опубликованы, в частности, на форуме блоггеров travelbloggers.
Участники этого обсуждения предлагают и юридические способы защиты своих авторских прав, и рассказывают о практических действиях, как заставить пиратствующий сайт либо заплатить за украденное, либо изъять спорный контент с его страниц.
Здесь приводятся любопытные программные ресурсы, с помощью которых можно увидеть, куда «утащили» ваши статьи и фотографии, обсуждается и эффективность защиты уникального контента с помощью плагинов, не позволяющих выделять текст и таким образом препятствующих его скачиванию.
Но, как справедливо резюмирует один из участников обсуждения, «тот материал, который выложен в открытый доступ, техническими средствами защитить невозможно. Несколько усложнить жизнь ворам можно, но не более того».
И это верно. Несмотря на то, что год от года в России, да и по всему миру совершенствуется законодательство по защите авторских прав, мы должны понимать, что объектами авторского права не являются факты, идеи, концепции, методы, принципы, открытия, способы решения организационных, технических и иных задач. То есть все, что можно отнести к категории действительно интересной информации, которая, будучи обнародованной чаще всего и воруется, законодательством об авторском праве не охраняется.
Конечно, идеи, методы, принципы, открытия, способы можно реализовать и запатентовать. Но это далеко не так просто сделать, а в гуманитарной сфере почти не возможно. Ведь не случайно, в полном соответствии с правилом Парето, 80 процентов всей разведывательной информации, в том числе и в сфере промышленного шпионажа, всегда добывается из открытых источников. А что может быть в наше время более открытым, нежели Интернет?
Некоторые наблюдатели утверждают, что именно для этого и был придуман Интернет, а потому все попытки действительно регламентировать его, с точки зрения полноценной зашиты интеллектуальной собственности, будут пресекаться соответствующими ведомствами во всех странах мира.
Но аналитики отмечают достаточно ярко проявляющуюся в последнее время тенденцию маргинализации Интернета. Действительно интересные и богатые уникальным контентом сетевые ресурсы сегодня уходят из бдительного надзора за ним поисковых систем.
Еще с 2006 года все, кто не желает допускать к своим ресурсам роботы-краулеры, мониторящие Интернет по заданным направлениям, применяют программы защиты сайтов от поисковых систем типа Automated Content Access Protocol. Известно, что многие крупные европейские издания объединились и вложили серьезные средства для разработки анти-поисковых программ.
Как подчеркивают эксперты, фактически сегодня мы наблюдаем в Сети два взаимоисключающих процесса - вымывание из доступной всем зоны действительно интересной информации, допуск к которой могут получать только «свои» и максимально активные усилия продвинуть к массовому пользователю «продающую» информацию о фирмах, товарах и услугах, превращая Интернет в гигантскую рекламную и торговую площадку. Известно, что уже сегодня только в России более 10% всех рекламных средств вращаются в Интернете, а объемы продаж товаров и услуг через интернет-магазины Рунета возросли с 6 млрд. долларов в 2008 году до 11 млрд. долларов в 2010 году.
Так что те эксперты, которые предрекают, что из-за столько популярного у массовой аудитории пиратства в Интернете это средство современной коммуникации в ближайшие года станет практически полностью маргинализированным и так же мало интересным для интеллектуалов, как и большинство телевизионных программ, видимо, не так уж далеки от истины.
Также по теме:
Каждый писатель имеет право на защиту своих прав
Однако самостоятельно отстаивать свои авторские права, многие не в состоянии.
Пора менять подходы к созданию контента в Интернете
Интернет - СМИ пора взять на вооружение новые подходы и сделать бизнес более прибыльным.
Создан особый отдел - депонирования произведений и регистрации авторского права для защиты прав авторов и объектов интеллектуальной собственности.