«Через пять лет электронные книги займут примерно сорок процентов рынка, и тогда книжным ярмаркам в их нынешнем виде придется весьма непросто. Даже самой главной, Франкфуртской, где сегодня, как вы видите, кипит жизнь», - цитирует Владимира Григорьева, заместителя руководителя Роспечати в своем обзоре Михаил Швыдкой.
С планшетниками и букридерами, в которых, благодаря их электронной памяти, с собой в кармане можно носить виртуальное содержимое нескольких книжных шкафов, сегодня знакомы многие. Официально считается, что у жителей России имеется уже миллион устройств для чтения. На самом деле, может, и больше, потому что довольно много «читалок» было завезено нелегально из-за рубежа. Но и легальные продажи букридеров в России быстро растут.
А вот продажа электронных книг такими темпами не растет. Если в США электронных книг к этому году выпущено уже около пяти процентов всего рынка печатной продукции, то в нашей стране такого ажиотажа не наблюдается. Издатели не спешат переналаживать свой бизнес на цифровой лад.
Понятно, что электронные книги читают не только с помощью ридеров. Согласно опубликованным в Сети данным, российские пользователи отправляют все больше поисковых запросов в Google и Яндекс на бесплатное скачивание. Статистика показывает, что ежегодно происходит удваивание подобных запросов. А поскольку в Рунете легальных точек продажи электронных книг очень мало, то пользователи, если им нужна какая-то книга, вынуждены скачивать файлы с пиратских ресурсов.
Некоторые наблюдатели отмечают, что все большее число читающих россиян вынуждены скачивать книги из Интернета и потому, что стоимость бумажных книг за последние полгода резко подросла. Не всякий сегодня может позволить себе покупку интересного романа в твердом переплете, выложив 300-400 рублей. Об этом много говорится в блогосфере. А в библиотеках популярных у народа книг мало. И нет пока еще в стране внятного закона, разрешающего библиотекам проводить массовую оцифровку литературы.
Пока в электронные версии переводятся лишь книги, которые за истечением срока давности лишились правообладателей, став общенародным достоянием, а вот книги современных авторов можно оцифровывать лишь с их согласия либо с согласия тех, кто имеет на них авторские права. В основном это книги XIX века и кое-что начала XX, как правило, до 1927 года. «Получается, что всё современное знание на русском языке в электронном виде недоступно», - констатирует Александр Вислый, генеральный директор Российской государственной библиотеки.
Поправки в Гражданский Кодекс РФ по библиотекам вроде бы уже подготовлены, но пока их законодатели не рассматривали. В 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации об авторских правах сказано следующее: «Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права».
Надежды на то, что библиотеки все-таки получат право на оцифровку современной литературы, есть. Летом нынешнего года был образован «Национальный библиотечный ресурс», с помощью которого должны заключаться договоры с авторами в пользу всех библиотек России.
Но, как отмечают комментаторы, эта работа пока не началась в полном объёме из-за нехватки средств.
30.08.2010 Поручение Президента о создании электронных образовательных и библиотечных ресурсов
По итогам заседания Совета по развитию информационного общества России Президент Дмитрий Медведев утвердил поручения Правительству перевести библиотечную и образовательную систему на электронный формат работы.