- Библиотека ИНТЕРЕСНЫЕ ИДЕИ
- Статьи и книги
- Международные акты
-
Законодательство и нормативные документы
- Антипиратское законодательство (извлечения)
- Russian Civil Code 4 part
- ГК РФ и общее законодательство
- Интеллектуальная собственность в образовании
- Федеральный закон РФ О ПОЛИЦИИ текст
- Зарубежное законодательство
- Авторское право и смежные права
- Изобретения и патентование
- Промышленные образцы
- Товарные знаки
- Программы ЭВМ и базы данных
- Иные виды интеллектуальной собственности
- Библиотеки/Архивы
-
Законопроекты
- Проект 31 января 2012 О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации
- Правовое регулирование Интернет
- Изменения в Гражданский кодекс РФ принятые в 2014 году
- Законопроект 63587-5 Изменений в часть четвертую ГК РФ
- Изменения и поправки 4 части ГК РФ
- Внесение изменений в ст.152.1 и 1274 Гражданского Кодекса
- Проект ГК РФ IV- третье чтение
- Об авторском праве
- Судебная практика
-
Аналитика
- Библиотека и библиотечные услуги
- ОБРАЩЕНИЕ ИЗДАТЕЛЕЙ К ПРЕЗИДЕНТУ
- Резолюции и решения
- Авторское право и рост экономики
- Соглашение Google Books
- Правовые основы выплаты библиотеками за копирование
- Cравнение принятой IV части ГК и Закона об авторском праве (1993г)
- Обсуждение 4 части ГК РФ
- Cравнение законопроекта IV части ГК и Закона об авторском праве
- Понятие интеллектуальной собственности
- Подзаконные акты
70 Авторское право ст 1255-1302
72 Патентное право ст 1345-1407
75 Секрет производства ноу-хау
76 Товарные знаки ст 1473-1541
77 Единая технология 1542-1551
Извлечение: статьи 146, 147, 180
Кодекс об административных правонарушениях - КоАП (Извлечение)
Авторские права в мире
Григорий Ивлиев, статс-секретарь, замминистра культуры Российской Федерации
Для издателей, правообладателей, авторов, библиотекарей одинаково важны вопросы защиты авторских прав во всех информационно-коммуникационных сетях. И этот вопрос нужно начинать обсуждать именно с широкого контекста. Для нас важно разобраться в базовых понятиях и изменениях ГК РФ, которые сейчас проходят стадию второго чтения, а так же поправках, предлагаемых заинтересованными сторонами, которые будут сводиться и обсуждаться рабочей группой.
Самое главное, что мы должны понять – есть ли инструменты получения легального контента во всех информационно-коммуникационных сетях. Такие инструменты нам и предлагает IV часть ГК, законодательно закрепляя понятие информационного посредника, как термин. Важно определение предмета, который мы регулируем, не просто как Интернета, а как информационно-коммуникационных сетей. Именно поэтому в той редакции, которую мы знаем после первого чтения, внесены изменения, которые поддерживает Минкультуры РФ.
Не менее острым вопросом в создании легального контента в Интернете является оцифровка. Хочу обратить внимание на то, что когда говорят о создании электронных копий, как правило подразумевают только документы, охраняемые авторским правом. Это не совсем так. Минкультуры РФ проводит большую работу по представлению в цифровой форме всего нашего духовного богатства, в т.ч. и старых книг, мы уже сейчас оцениваем весь масштаб дореволюционных изданий, которые бы нам хотелось видеть в цифровой форме. Созданная Национальная электронная библиотека сейчас включает более 1 млн изданий, и работа по этому направлению продолжается.
Разумеется, в рамках действующего гражданского законодательства мы проводим оцифровку и охраняемых авторским правом произведений, индивидуально договариваясь с каждым автором и издателем. Работа с охраняемыми произведениями пока осуществляется исключительно в локальном масштабе и находится на начальном этапе. Мы ужесточаем права, которые позволяют работать с такими произведениями только в рамках библиотечных помещений. Процесс этот непростой, выделяются средства, при этом создаётся не только сам образ произведения с возможностью его использования. Параллельно осуществляются проекты по созданию необходимых программ, оборудования, защищённых сетей. Мы рассматриваем все предложения, которые бы позволили нам организовать контроль за этой деятельностью в полном масштабе.
В то же время мы уже сейчас проводим работу по поддержке того легального цифрового контента, который может быть доступен безо всяких ограничений. Мы надеемся, что через 5-6 лет в России основные знания будут представлены в цифровой форме. Для решения этого вопроса в обозримом будущем, мы формулируем положения ГК, так, чтобы документы, имеющие исключительно научное и образовательное значение, можно было цифровать в более свободной форме. В нормах законопроекта ГК уже предусмотрена возможность облегчения работы с диссертациями, которые будут более доступными для наших читателей.
Сейчас мы приобретаем права для внутрибиблиотечного использования, которое охватывает 500 виртуальных залов, а за несколько лет мы планируем создать 2,5-3 тыс. виртуальных залов. Эта работа требует серьёзной технологии, хотя бытует представление о том, что для этого ничего не нужно и достаточно отправить электронную копию, и она станет частью этой системы. На самом деле всё гораздо сложнее: нужны программы для распознавания, очистки, оформления и учёта произведений.
Задача Минкультуры РФ – защитить права авторов, и мы будем это делать во всех формах, которые предусматривает закон. Малые тиражи – это общая проблема, которая является следствием того, что мы сейчас не имеем легального пространства в информационно-коммуникационных сетях, и создание этого пространства – задача для нас приоритетная. Если есть идеи, модели – предлагайте.
Проанализировав ту практику, которую мы имеем сейчас при оцифровке охраняемых произведений, то самое большое количество запросов к одному изданию было 528. Поэтому потери, которые понесут издатели, должны быть правильно оценены. Мы сейчас предполагаем достичь оцифровки 10% от общего количества издаваемых книг (в соответствии с Указом Президента № 597 от 07.05.2012, прим.ред.). Если тираж книги 200-300 экземпляров, то как вы в районную библиотеку доведёте информацию о ваших изданиях? А мы, цифруя книгу, сделаем её известной всей стране. Библиотека должна стать партнёром издателя учебной и научной литературы, и это партнёрство мы видим в том, чтобы проработать механизм, который заключается в следующем: если хочешь читать книгу в библиотеке из дома, заплати автору, если не можешь – иди в библиотеку и читай бесплатно. Мы уже сейчас, заключая соглашения, предлагаем автору эту услугу.
Министерство культуры РФ будет анализировать ситуацию и, принимая мнение всех сторон, искать компромисс в этом вопросе. Для того чтобы он был решён правильно, недостаточно двадцать раз повторить, что кто-то кого-то грабит. Тиражи падают, но нужно менять ситуацию в комплексе. Сейчас задача оцифровки, в первую очередь, - определить наиболее популярную, наиболее спрашиваемую литературу, чтобы библиотеки смогли покупать эти книги и в печатном варианте. Позиция «оставьте всё как есть» нас тоже не устраивает, тем более что мы можем заверить: библиотеки контролируются на предмет соблюдения авторского законодательства.
Если издатели хотят что-то изменить, то они должны прислать свои предложения с расчётами и обоснованиями, наши специалисты их рассмотрят. Ещё раз подчеркну, для нас приоритетны поддержка правообладателей, создание реестров прав, в т.ч. на научную и учебную литературу. Кроме этого, мы рассчитываем навести порядок в сетях таким образом, чтобы издатели могли продавать свои произведения в Интернете. Мы готовы поддерживать любые успешные зоны в книготорговле, в т.ч. в электронном виде, но хотим услышать согласованную позицию издателей и библиотек.