Портал создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Копирайт Карта Контакты

тел: +7 495 921 2231

СсылкиОбучениеБиблиотека документовСеминарыТесты Консультация

Регистрация прав




 Гражданский кодекс РФ

ГК РФ Часть 1  

Часть 2 ГК РФ ст 454 - 1109

Часть 3 ГК РФ ст 1110-1224

 

Гражданский Кодекс РФ ч.4

 

 69 Общие вопросы ст 1225-1254

 70 Авторское право ст 1255-1302

 71 Смежные права ст 1303-1344

 72 Патентное право ст 1345-1407 

 75 Секрет производства ноу-хау

 76 Товарные знаки ст 1473-1541

 77 Единая технология 1542-1551  

 

 

Антипиратский закон

 

Уголовный кодекс РФ

Извлечение: статьи 146, 147, 180

 

Кодекс об административных правонарушениях - КоАП (Извлечение)

 

Международные конвенции

Бернская  Всемирная  ДАП  ДИФ

 Промышленная собственность

X

Логин

Пароль


Запомнить меня
Регистрация / Вход в Личный кабинет Защита контента сайта
Авторские права в мире
Копирайт реклама

Электронная заявка на регистрацию и депонирование произведенияЗаполните заявку на регистрацию объекта авторского права онлайн

Защита сайта - защита правCopyright защита авторских прав Защита авторских прав в Интернете - получить Копирайт на сайт

Действие законодательстваКомментарий Copyright.ru ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ в 4 части ГК РФПатент в новой упаковке закона
СПРАВОЧНИК

ПерсонажЦитированиеИдея и защита идейПлагиатСоавторКонтрафактКомпиляция, сборник

ЗАЩИТА ИДЕЙ

Предложите свои интересные идеи и они будут реализованы в новых произведениях и изобретениях

БИБЛИОТЕКА ЗАКОНОВ

Интеллектуальная собственность Закон об авторском правеМеждународное право Судебная практика защиты
Аналитика и статьи

Копирайт ТЕСТЫ

Все тесты - on-line в Интернете

Тест - Защита авторских прав

Регистрация авторских прав -  защита прав автора!

Свидетельство авторских прав

Регистрация изобретения

 

Патентный поверенный

Мнения об авторском праве

Защита интеллектуальной собственности в Интернете: новые векторы развития

«Антипиратский» закон: новые возможности
Конференции и семинары
Семинары, конференции, круглые столы, обучение и важные события по интеллектуальной собственности
Реестры прав

Реестр прав - база данных авторов и правообладателей

 

Базы патентов и изобретений

Консультация юриста

Специалисты практики консультируют по вопросам в сфере авторского, патентного и информационного права

Регистрация имени и псевдонима

 

Заявка на регистрацию имени авторов: Заявление ISNI-ФЛ-форма

Заявка на регистрацию наменования правообладателя юр. лица: Заявление ISNI-ЮЛ-форма

 

]]>
]]>

Гражданское дело по заявлению ООО "Синема Мир"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 12 сентября 2007 г. N ГКПИ07—910

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Степанищеве А.В.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Синема Мир» о признании недействующим раздела III Положения о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г.ода N 218 (Приложение N 1),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Синема Мир» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании раздела III Положения о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений (далее — Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г.ода N 218 (Приложение N 1), недействующим со дня вступления в силу Федерального закона от 20 июля 2004 г.ода N 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об авторском праве и смежных правах“», ссылаясь на то, что Российским авторским обществом к нему (заявителю) предъявлен иск о взыскании авторского вознаграждения в пользу композитора за публичный показ художественного фильма «Дневной дозор» на основании норм оспариваемого раздела Положения, определяющего круг плательщиков авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, тогда как с указанного времени данные вопросы могут регулироваться только федеральным законом.

В судебном заседании представитель заявителя Тихонов К. В. поддержал заявленные требования, ссылаясь на вышеприведенные доводы.

Правительство Российской Федерации в письменных возражениях, поддержанных в судебном заседании его представителем Агароновым Д.Г., указало на то, что Положение принято на основании и во исполнение статей 14, 15, 17 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», пункта 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзаца второго пункта 3 статьи 31 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351—1 «Об авторском праве и смежных правах», наделяющих высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации полномочиями издавать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы взимания авторского вознаграждения, оспариваемые нормы Положения определяют порядок выплаты авторского вознаграждения, уточняя перечень плательщиков, и по своему содержанию соответствуют требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации и названного Закона, дополняют и конкретизируют их положения.

Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, обсудив их доводы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью первой статьи 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности) относится к сфере регулирования гражданского законодательства.

В силу пункта 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации отношения такого рода могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, на основании и во исполнение этого Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации.

В настоящее время отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права), регулируются Законом Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351—1 «Об авторском праве и смежных правах» (действует до 1 января 2008 г.).

Согласно статье 2 этого Закона, в редакции Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ (вступил в силу с даты официального опубликования — 26 июля 2004 г.), законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, данного Закона, Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3523—1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», федеральных законов.

Следовательно, содержащиеся в ранее изданных постановлениях Правительства Российской Федерации нормы, регламентирующие вопросы авторского права и смежных прав, перестали соответствовать названному Закону и не могут применяться, за исключением случаев, когда они приняты во исполнение и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Абзацем вторым пункта 3 статьи 31 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» предусмотрено, что минимальные ставки авторского вознаграждения устанавливаются Советом Министров — Правительством Российской Федерации.

Полномочия по регулированию иных отношений, связанных с осуществлением авторского права и смежных прав, в том числе по уточнению, дополнению Закона, конкретизации его положений, на что ссылался в судебном заседании представитель заинтересованного лица, Правительству Российской Федерации не предоставлены ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни другими федеральными законами. Из статей 14, 15, 17 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», названных в письменном отзыве на заявление, также не следует, что высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации обладает правомочиями по нормативному регулированию порядка взимания авторского вознаграждения и определению круга плательщиков, их обязанностей.

Положением о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г.ода N 218, минимальные ставки авторского вознаграждения установлены в разделе I.

В разделе III Положения, оспариваемом заявителем, содержатся нормы, определяющие порядок начисления и взимания авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, в частности устанавливающие круг плательщиков авторского вознаграждения и их обязанности. В настоящее время регулирование таких вопросов относится к компетенции федерального законодателя и находится за пределами полномочий, предоставленных Правительству Российской Федерации пунктом 3 статьи 31 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», поэтому ранее изданные данным исполнительным органом государственной власти нормы, регламентирующие подобные отношения, не могут применяться.

Следует отметить, что и статьей 1286 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, вступающей в силу с 1 января 2008 г., Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по установлению только минимальных ставок авторского вознаграждения, а не порядка его выплаты. При этом в статье 4 Вводного закона прямо предусмотрена возможность применения действующих на территории Российской Федерации законов и иных правовых актов лишь постольку, поскольку они не противоречат части четвертой Кодекса.

Довод представителя Правительства Российской Федерации о том, что по своему содержанию нормы раздела III соответствуют положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», не имеет правового значения по настоящему делу, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для признания действующими и подлежащими применению правовые нормы, регулирующие отношения в противоречие с названным Законом за пределами компетенции издавшего их органа исполнительной власти. Судебная проверка законности правовых норм по их содержанию может быть осуществлена только при условии, что эти нормы изданы в установленном порядке правомочным органом государственной власти и в рамках делегированных ему законом полномочий.

Плательщики авторского вознаграждения и их обязанности должны определяться не на основании указанных норм, а в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности относящимися к обязательствам, способам защиты гражданских прав, и Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», устанавливающего права автора в отношении его произведения и порядок передачи имущественных прав, определяющего лиц, ответственных за нарушение прав автора, и гражданско-правовые способы защиты авторского права и смежных прав. По этому Закону имущественные авторские права на использование произведения могут принадлежать не только непосредственно самому автору, но и другим лицам, в том числе юридическим, и могут передаваться ими по авторскому договору, предусматривающему способы использования произведения, срок и территорию, на которые передается право, и иные вытекающие из этого вопросы, без выяснения которых нельзя определить надлежащего плательщика авторского вознаграждения.

В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 апреля 2000 г. N 6-П, решение суда общей юрисдикции, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, по своей природе не является подтверждением лишения такого акта юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению. Исходя из этого, а также фактического применения норм раздела III Положения до настоящего времени, суд полагает, что оспариваемую часть Положения следует признать недействующей со дня вступления решения в законную силу. Прекращение действия оспариваемого раздела Положения с указанного времени не умаляет права и свободы заявителя и других лиц, считающих нарушенными свои права в результате применения содержащихся в нем правовых норм после вступления в силу Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ, поскольку они не лишены возможности обратиться в суд за защитой нарушенного права, основывая свои требования непосредственно на нормах федерального закона в соответствии с правилами части 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 194 — 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью «Синема Мир» удовлетворить. Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения в законную силу раздел III «Порядок начисления и взимания авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений» Положения о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г.ода N 218 (Приложение N 1).

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н. К. ТОЛЧЕЕВ

]]>]]>