- АВТОРСКОЕ ПРАВО
- ПАТЕНТНОЕ ПРАВО
- РЕГИСТРАЦИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ
- ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ
- ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ
- ЗАКОНЫ РФ
- ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
- РЫНОК
- СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ
- ЗАЩИТА ПРАВ В ИНТЕРНЕТЕ
- Агентство КОПИРАЙТ
70 Авторское право ст 1255-1302
72 Патентное право ст 1345-1407
75 Секрет производства ноу-хау
76 Товарные знаки ст 1473-1541
77 Единая технология 1542-1551
Извлечение: статьи 146, 147, 180
Кодекс об административных правонарушениях - КоАП (Извлечение)
Закон Об авторском праве и смежных правах от 09.07.93г. № 5351-1(отменен с 01.01.2008)
Патентный закон РФ от 23.09.92 г. № 3517-1(отменен с 01.01.2008)
Авторские общества
Авторское общество по коллективному управлению авторскими и смежными правами
Правовая природа авторских обществ по коллективному управлению правами напоминает агентские правоотношения.
Авторское общество от собственного имени представляет интересы ряда авторов и иных правообладателей, заключает лицензионные соглашения и выдает лицензии на использование произведений указанных авторов пользователям и собирает с последних авторское вознаграждение, которое впоследствии перераспределяется и выплачивается обществом авторам, произведения которых использовались на основании лицензии, выданной авторским обществом.
Простой пример актуальности деятельности авторского общества: «при вещании радиостанции в „музыкальном формате“ в час используется в среднем двадцать песен, у каждой из которых есть, как минимум, один композитор и один автор текста.
Для обеспечения правомерности одного часа вещания необходимо заключение не менее чем сорока (!) договоров с авторами. Если же вспомнить о правах исполнителей (певцов, музыкантов, дирижеров), производителей фонограмм, переводчиков, аранжировщиков, а также о том, что права этих лиц могут переходить к их наследникам или иным правопреемникам, то становится понятно, что соответствующая «юридическая нагрузка» окажется непосильной даже для самой преуспевающей вещательной организации».*
Целью авторских обществ является обеспечение имущественных прав авторов, и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно.
Согласно Закона — 4 часть ГК РФ авторское общество создается непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действует в пределах полученных от них полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, установленном гражданским законодательством.
Законодатель определил несколько сценариев развития авторских обществ в России, указав, что допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав.
Исходя из сложившейся обстановки на рынке авторских прав можно точно сказать, что состоялся именно второй вариант взаимоотношений правообладателей и авторских обществ.
На сегодняшний день в Российской Федерации функционирует более 10 состоявшихся действительных организаций по коллективному управлению разными имущественными (авторскими и смежными) правами в интересах разных категорий правообладателей.
В частности в сфере управления имущественными авторскими правами существуют авторские общества по коллективному управлению правами на публичное исполнение и механическую запись произведений, сообщение произведения по кабелю и в эфир (Российское авторское общество РАО), репрографическое воспроизведение-копирование произведения (Российское авторско-правовое общество КОПИРУС) и другие. Подобным образом разделены и организации по коллективному управлению и области смежных прав.
Любой автор (иной правообладатель) вправе передать в авторское общество свои имущественные права для осуществления последним коллективного управления, таким образом складывается часть репертуара любой организации по коллективному управлению правами, т.е. тех произведений, лицензии на которые авторское общество вправе выдавать пользователям. Однако российское законодательство, впрочем, как и ряд зарубежных, установило, что авторские общества не во всех случаях действуют от имени всех авторов и выдают, так называемую, «расширенную лицензию».
Расширенная лицензия позволяет осуществлять использование произведений не только авторов, передавших такие права, но и всех других правообладателей. Такой подход позволяет оплачивать труд множества авторов по средствам перераспределения авторского вознаграждения на основании статистических данных с одной стороны, а также обеспечить пользователям право осуществлять свою деятельность в рамках правового поля с другой.
Такой подход порождает большой соблазн злоупотреблений на всех уровнях коллективного управления правами и в целях недопущения злоупотреблений полномочиями со стороны авторского общества, Закон установил возможность для всех авторов и правообладателей исключать свои произведения из репертуара той или иной организации по коллективному управлению.
Правообладатель, не заключивший с авторским обществом договора о передаче полномочий по управлению правами, вправе в любой момент полностью или частично отказаться от управления этой организацией его правами. Правообладатель должен письменно уведомить о своем решении аккредитованную организацию
По истечении трех месяцев со дня получения от автора - правообладателя соответствующего уведомления аккредитованная организация обязана исключить указанные им права и (или) объекты из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в общедоступной информационной системе. При этом Авторское общество обязано уплатить правообладателю причитающееся ему вознаграждение, полученное от пользователей в соответствии с ранее заключенными договорами, и представить отчет.
Основой любого авторского общества является его репертуар - каталог.
Репертуар настоящих авторских обществ пополняется и за счет репертуаров иностранных авторских обществ, обмен которых может происходить как в рамках международно-правовых образований (например, Международной федерацией авторских обществ по копированию IFRRO - ИФРРО, Международной конфедерации обществ авторов и композиторов CISAC - СИЗАК, Совет обществ по коллективному управлению правами исполнителей SCAPR и другие), так и на основании двусторонних договоров.
Таким образом, правильно организованное авторское общество, вправе представлять практически весь мировой репертуар произведений на территории России.
На практике создается бесчисленное множество организаций, вписывающих в свои учредительные документы положения об осуществлении коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами. Практически каждая такая организация считает себя правомочной представлять правообладателей и требовать с пользователей соответствующих выплат. Законодательные предписания для преодоления этой ситуации уже существуют.
По мнению многих специалистов авторского права именно «введение аккредитации деятельности по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами должно гарантировать доступность системы коллективного управления имущественными правами для всех нуждающихся в ней правообладателей, возможность их участия в принятии основных решений, затрагивающих управление их правами, создание системы недискриминационного распределения собранного вознаграждения между всеми правообладателями, доступность для правообладателей информации об управлении их правами, отсутствие дискриминации в отношении пользователей и т.д. Лицензирование деятельности по управлению имущественными правами на коллективной основе позволит принимать действенные меры по отношению к нарушителям.
В результате российская система коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами сможет приобрести ту устойчивость и надежность, которые характерны для таких систем в цивилизованных странах мира, где общества по коллективному управлению существуют и эффективно действуют в течение столетий, и которые необходимы для стабильной реализации авторских и смежных прав в эпоху бурного развития и широкого применения современных технологий».
* — См. Туркин А.В., Подшибихин Л.И., Леонтьев К.Б., Проблема лицензирования деятельности по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами.
Консультация: (495) 921-22-31; Задать вопрос юристу
Статьи и новости по теме:
06.08.2020 В Китае заработал комитет по вопросам авторского права в сфере онлайн-игр
Это должно стимулировать здоровое развитие китайской игровой индустрии >
30.12.2018 Что решает суд когда авторские права не зарегистрированы?
Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности >>>
25.12.2018 Россияне готовы платить правообладателям за легальный конент
Крупнейшая дебетовая электронная платёжная система PayPal провела свое исследование и выяснила >>>
27.08.2018 Родственники Эдуарда Успенского могут рассчитывать на выплаты от авторских прав
Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>
24.01.2017 Авторское право в Европейском парламенте
2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>
02.10.2014 На сколько «открытая лицензия» в 4-й части Гражданского кодекса?
В отечественном законодательстве по интеллектуальной собственности с 1 октября вступили в силу множественные поправки и положения, касающиеся и авторских и смежных и патентных прав. Отдельно можно отметить новеллу, которая вводит понятие - открытых лицензий на произведения в области литературы, музыки и так далее >>>
28.08.2014 Анализ мнений европейского сообщества о реформе авторских прав
Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>
06.08.2014 О вреде экспериментов с исключениями и ограничениями авторских прав
Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>
15.11.2013 Европа готова принять Директиву по коллективному управлению авторскими и смежными правами
В результате соглашения между Европейским Парламентом и председательствующей в Совете ЕС Литвой 4 ноября был утверждён текст Директивы по коллективному управлению авторскими и смежными правами, а также по трансграничному лицензированию прав на онлайн-использование музыкальных произведений на внутреннем рынке Евросоюза >>>
16.05.2012 Книжный рынок в России: легальные и нелегальные продажи, авторские права и пиратство
В начале мая Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям опубликован доклад о текущей ситуации и перспективах книжного рынка России. Одна из его глав посвящена электронному изданию, авторским правам и дистрибуции цифровых книг в России, странах ЕС и США >>>