Не так давно на сайте Сopyright.ru был опубликован материал, посвященный выступлению вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Доклад, представленный под девизом «Единый рынок плачет по реформе в сфере авторского права» касался первостепенных задач европейских законотворцев в сфере регулирования авторских и смежных прав.
Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения исключений и ограничений из авторских прав и безпрепятственный доступ пользователей к охраняемым материалам. Естественно, подобная позиция высшего руководства ЕС вызывает беспокойство правообладателей, которые в случае внедрения описанных реформ могут потерять существенную часть прибыли.
В данной публикации рассмотрим подробнее спорные моменты доклада Нелли Крус об исключениях и ограничениях авторских прав:
«Европе необходима реформа в сфере прав интеллектуальной собственности, аналогичная модернизации законов Канады и Японии», НО:
Канада в данном отношении – далеко не самый удачный пример, ведь смягчение правил использования охраняемого авторским правом контента в системе образования в 2012 г. вызвало жесткую критику канадских правообладателей и привело к следующим последствиям:
- в первый год после реформы законодательства об авторском праве в Канаде (2013 г.) продажи на первичном рынке образовательной литературы для младшей и средней школы сократились на 11%
- прямые убытки авторов и издателей в результате законодательных изменений составили €15.5 млн., а неизбежное сокращение годовых доходов, генерируемых организациями коллективного управления правами при вторичном использовании произведений, к 2016 г. достигнет €28 млн., которые не получат авторы.
- правовые реформы Канады в сфере авторского права привели к существенным убыткам издательства Oxford University Press Canada, которое в феврале 2014 г. было вынуждено закрыть отдел издательства словарей и уволить с занимаемых должностей часть сотрудников.
- реформы отозвались колоссальными убытками в сегменте литературы для младших и средних школ: например, продажи издательства McGraw Hill Ryerson в данном сегменте в 2013 г. сократились на 27%.
- более 1/3 авторов-членов Access Copyright (одной из канадских организаций по коллективному управлению правами) заявили о своем намерении отказаться от создания образовательной литературы, поскольку в связи с реформами учебные заведения получили возможность безвозмездного доступа к авторским произведениям, использование которых прежде подлежало уплате вознаграждения.
- в результате правовых изменений издательство Broadview publishing house сообщило о 70%-ном падении продаж антологий стихотворений, поскольку преподаватели с 2012 г. имеют право использовать фрагменты авторских произведений без лицензии и выплаты авторского вознаграждения.
По мнению вице-президента Европейской Комиссии из-за расширения перечня исключений из авторского права «небо в Канаде не обрушилось», однако стоит ли брать пример с государства, где реформы привели к ежегодному снижению прибыли творческой экономики более чем на €20 млн.?
«Законодательство ЕС в сфере авторского права должно стать двигателем творчества и инноваций, а не инструментом ограничения и жёсткого регулирования», НО:
Европейские авторы и издатели очень зависимы от доходов от вторичного использования их произведений. В условиях действующего правового режима творческая экономика демонстрирует положительное сальдо внешнеторгового баланса, позволяет сохранить культурное разнообразие и высокий уровень образования, обеспечивает показатели занятости населения и темпы научно-технического прогресса. При этом доход европейских авторов и издателей от вторичного использования текстовых и художественных произведений составляет €0.5 млрд. в год.
Проведенные в Великобритании исследования показали, что только в сегменте образовательной литературы 20%-ное снижение дохода от вторичного копирования охраняемых произведений приведет к сокращению их производства на 2800 книг в год! Стоит отметить, что инвестиции издателей в создание новых образовательных материалов сопоставимы с их доходами от вторичного использования произведений. Будет ли мотив у авторов и издателей создавать новую учебную литературу, если результатами творческого труда можно будет воспользоваться абсолютно бесплатно?
«Правовое поле ЕС в сфере авторского права можно считать не просто устаревшим, а бесполезным и неприменимым», НО:
Действующий режим регулирования авторских и смежных прав основан на двух элементах:
1. перечень исключительных прав авторов и определенный уровень защиты издателей, агрегаторов и других распространителей, которые способствуют легальному доступу к объектам авторского права;
2. ряд исключений из правил, которые основаны на четко оговоренных критериях и позволяют в некоторых случаях использовать произведение без предварительного разрешения правообладателя.
Говоря о неактуальности действующего законодательства об авторских правах, готовы ли руководители государств предложить более достойную, эффективную и справедливую схему? Стоит учесть, что новые правила, в действительности учитывающие интересы всех сторон, могут быть разработаны только в ходе открытого диалога между представителями органов власти, правообладателей и пользователей контента. А приведенные выше примеры и статистика предупреждают о вреде законодательных экспериментов над творческой экономикой.
Служба информации Copyright.ru
Читайте также:
23.07.2014 Европа требует реформирования всей сферы авторского права
В начале июля текущего года своё 25-летие отпраздновал институт IViR (Instituut voor Informatierecht, Нидерланды) – один из крупнейших мировых центров научных исследований в сфере информационного права. К круглой дате была приурочена международная конференция «Наплыв информации» (“Information Influx”), а одним из центральных докладов мероприятия стала речь Вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус (Neelie Kroes) – «Единый рынок плачет по реформе в сфере авторского права».